Педагог-навигатор МБОУ СОШ с. Степановка Муллагалиева М.В. взяла интервью у Атмасовой Галины Альбертовны, учителя математики, физики, классного руководителя 8 класса, стаж работы педагогом которой составляет около 40 лет.
— Как у современных подростков с пониманием того, кем они хотят быть?
— 70% школьников не знают, чем хотят заниматься в будущем и только 5% определяются точно. Это проблема всей профориентационной работы в нашей стране, при этом родители не знают, как помочь ребенку, имеют слабое представление о том, как проводится современная профориентация. Подростки не знают, как выбирать профессию, не понимают своих преимуществ, сильных сторон. У них есть страх ошибиться при выборе, и знание разных профессий — слабое.
— Почему профориентация важна для школьников?
— Осознанная профориентация дает возможность школьникам в будущем не потерять время и силы вначале на обучении не своей профессии, а затем и на нелюбимой работе.
— Какие методы профориентации используются в школе? Какое влияние они оказывают на учеников?
— В нашей школе мы используем такие методы как – экскурсии на предприятия и в средне-специальные и высшие учебные заведения, просмотр учебных фильмов, участие в ярмарках профессий. Наши ребята любят такие методы профориентации, они с удовольствием выезжают на профессиональные пробы, экскурсии.
— Как вы оцениваете возможности проекта «Билет в будущее»? Расскажите о своем опыт участия в проекте.
— Я, со своим классом приняли участие во Всероссийском проекте «Билет в будущее». Этот путь был интересным, познавательным и полезным. Была возможность побывать на онлайн – уроках, пройти диагностику (много для себя открыли), попробовать свои силы на профпробах и примерить профессию.
Благодарим организаторов за предоставленную возможность получить информацию о профессиях в доступной, интересной, увлекательной форме»
- С какими трудностями сталкиваются ученики при выборе будущей профессии? Как вы помогаете им преодолеть эти трудности?
- Основными трудностями я считаю: что нет понимания, чего хочется от жизни и будущей работы, влияние на выбор профессии чужого мнения, низкая информированность о специальностях, выбор профессии по предметам ЕГЭ, незнание порядка поступления в ВУЗ и незнание особенностей профессии.
Для того, чтобы избежать этих трудностей мы с ребятами регулярно проводим беседы, классные часы, выезды, экскурсии, профессиональные пробы .
— Как вы сотрудничаете с родителями в вопросах профориентции?
- В основном с родителями проводится следующая работа: беседы и консультации для родителей учеников; проведение классных и общешкольных родительских собраний; анкетирование родителей; привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
— В каком возрасте нужно проводить профориентирование и почему?
— С 14 лет, 8 класса, когда нужно выбрать профиль класса. На профориентацию к нам чаще всего приходят родители с ребятами 9−10 классов. Польза от профориентации с 8 класса — есть время заняться самопознанием, познакомиться с миром профессий до момента выбора в 9 или 11 классе.
- Как вы оцениваете эффективность профориентационной работы в вашей школе?
- Главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу, на учебу в СПТУ, техникумы и вузы по профессиям, отвечающим актуальным потребностям города, района, региона, общества в целом. А наши учащиеся стараются выбирать те профессии, которые актуальны на данный момент.
— Насколько профориентация может помочь школьнику выбрать дополнительное образование, кружок?
— В кружки ходят ребята 2−7 классов, ориентируясь на свои интересы или желания родителей. В театральный и танцевальный кружки принимают по задаткам ребенка, что является определенной профориентацией. В кружок роботехники идут ребята с техническим складом ума.
Подростки 9−10 классов, которые приходят к нам на профориентацию, уже не посещают кружки, в основном занимаются с репетиторами по предметам.
— Как вы думаете, по каким критериям учащиеся выбирают прфессию?
— Профессию могут выбирать по престижности, зарплате, востребованности. Но все чаще её хотят выбирать по душе.
- Какие, на Ваш взгляд, наиболее перспективные профессии будут востребованы в будущем?
- Обучающиеся нашей школы в полной мере осведомлены о современных профессиях и знают, какие профессии будут востребованы в ближайшие 5-7 лет, например, такие как: разработчик программного обеспечения; специалист по кибербезопасности; искусственный интеллект и машинное обучение, инженер.
|